Проект02

Самолет Ил-96-300

Снижение шума в конференц-зале самолета до уровней шума, соответствующих первому классу дальних магистральных самолетов.

Заказчик

ООО «ВЕМИНА Авиапрестиж»

ООО «ВЕМИНА Авиапрестиж»

Историческая справка:

Ил-96 - широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости. Это первый отечественный самолёт, оборудованный электронной системой управления полётом. Он был спроектирован конструкторским бюро С.В. Ильюшина в конце 1980-х годов и стал серийно производиться с 1993 года на базе Воронежского акционерного самолётостроительного общества.

1110x560
290x290

Проблема

Во время полета уровень шума в конференц-зале и в самолете в целом превышает допустимый уровень шума.

Задачи

  • 01

    Исследование вибро-акустических характеристик самолета ИЛ-96.

  • 02

    Поиск слабых мест в маске, локализация источников и путей проникновения шума, формирующего общий уровень шума в конференц-зале самолета.

  • 03

    Разработка решения. Согласование решение с конструкторами КБ Ильюшина и ВАСО.

  • 04

    Изготовление акустического комплекта для снижения шума и его установка.

Исследования

  • Проведены первичные испытания в режиме полета на крейсерской скорости для определения реальных значений уровня шума в различных зонах самолета: зона главного пассажира, конференц-зал, зона купе, первый класс и эконом класс
  • Определены пути проникновения шума в конференц-зал, распространение вибрации по панелям интерьера, скорости распространения звука в панелях интерьера

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ШУМА

  • Потолок
  • Панели свода и зазоры
  • Панели пола
  • Оконные панели
  • Зазоры в потолке

Предложенные технические решения:

Разработан комплект изделий и деталей на основе трудногорючих материалов, соответствующих требованиям Росавиации. Решение соответствует требованиям по горючести АП-25, а также требованиям разрешенной дополнительной нагрузки на панели интерьера самолета и фюзеляжа.

  • 01

    Для увеличения звукоизоляции и оптимизации звукопоглощения

    Для звукоизоляции потолка, панелей свода и зазоров использовался материал Мелатон 2ТК.

    Для увеличения звукоизоляции и оптимизации звукопоглощения

    Разработаны уникальные конструкции, позволяющие в ограниченном объеме и с лимитом на массу значительно снизить уровень шума

    Чтобы получился сплошной звукоизолирующий ковер по краям матиков была пришита липкая лента, которая во время полета и режимов взлета и посадки, не давала расползаться ЗИ конструкции. Использование МПМ в конструкции матиков, позволяет не только увеличить звукоизоляцию, но и добавляет большую каркастность самому матику, за счет чего его можно стало устанавливать на фюзеляж самолета, без каких-либо сложных элементов фиксации.

    Используемые материалы

    • Мелатон 2ТК
      Мелатон 2ТК

      Звукопоглощающий материал

      Подробнее Скрыть

      Представляет собой пеноматериал изготовленный на основе меламиновой смолы с 3-х мерной открытоячеистой структурой. Материал зашит в негорючую водонепроницаемую ткань.

      Физико-механические показатели материала изделий:
      Теплопроводность при температуре 25°С:
      0,036 Вт/(мхК)
      Группа горючести:
      Самозатухающий
      Дымообразование (Dt=2; Dt=4; Dmax в режимах горения и тления)
      Не более: 200
      Прочность связи лицевого слоя со вспененным слоем:
      0,6 Н/см
      Прочность связи пленки антиадгезионной с клеевым монтажным слоем:
      0,01-0,10 Н/см
  • 02

    Для снижения вибрации панелей

    Для оконных панелей и панелей свода конференц-зала разработаны индивидуальные конструкции с использованием материалов VDF и Мелатон 2ТК.

    Для снижения вибрации панелей

    Используемые материалы

    • Мелатон 2ТК
      Мелатон 2ТК

      Звукопоглощающий материал

      Подробнее Скрыть

      Представляет собой пеноматериал изготовленный на основе меламиновой смолы с 3-х мерной открытоячеистой структурой. Материал зашит в негорючую водонепроницаемую ткань.

      Физико-механические показатели материала изделий:
      Теплопроводность при температуре 25°С:
      0,036 Вт/(мхК)
      Группа горючести:
      Самозатухающий
      Дымообразование (Dt=2; Dt=4; Dmax в режимах горения и тления)
      Не более: 200
      Прочность связи лицевого слоя со вспененным слоем:
      0,6 Н/см
      Прочность связи пленки антиадгезионной с клеевым монтажным слоем:
      0,01-0,10 Н/см
    • VDF
      VDF

      Вибропоглощающий материал

      Подробнее Скрыть

      Представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из алюминиевой фольги с тиснением и липкого полимерного слоя, защищенного антиадгезионной бумагой.

      Физико-механические показатели материала изделий:
      Группа горючести:
      Горючий трудновоспламеняемый
      Прочность связи герметика с окрашен. металл. поверхностью при отслаивании:
      3,0 Н/см
      Устойчивость к воздействию отрицательных температур (-60°С):
      материал не отслаивается от окрашенной металлической пластины
      Коэффициент дымообразования:
      с умеренной дымообразующей способностью
  • 03

    Для вибропоглощения

    На внутреннюю поверхность панелей пола нанесен герметик STP FP.

    Для вибропоглощения

    Используемые материалы

    • STP FP
      STP FP

      Герметик

      Подробнее Скрыть

      Представляет собой липкий полимерный слой, защищенный с обеих сторон антиадгезионной бумагой.

      Физико-механические показатели материала изделий:
      Группа горючести:
      Трудновоспламеняемый
      Прочность связи герметика с окрашен. металл. поверхностью при отслаивании:
      3,0 Н/см
      Устойчивость к воздействию отрицательных температур (-60°С):
      герметик не отслаивается от окрашенной металлической пластины
      Коэффициент дымообразования:
      500 м2/кг

Внедрение

Результат

  • Применение разработанного комплекта позволило снизить общий уровень шума в конференц-зале на 2 - 2,5дБ и достичь среднего уровня в 74,7 дБА.
  • Данный уровень шума соответствует уровню в 75дБА, установленный по ГОСТ 20296-81 для первого класса комфортности дальних магистральных самолетов.